Ода слонам

Сегодня ведущие мировые верфи стремятся увеличить объем помещений на борту.

Попытка предсказать грядущие перемены может оказаться весьма увлекательной. Однако, например, в таких сферах, как капризная мода или стремительно развивающиеся технологии, даже мнение опытных экспертов нередко оказывается ошибочным. И все же давайте попытаемся составить прогноз важных перемен, которые ждут яхтинг в недалеком будущем.
Сегодня ведущие мировые верфи всеми возможными способами стремятся увеличить объем помещений на борту, а также повысить экономичность судна. Недаром мы наблюдаем все больше яхт, оборудованных различными стабилизаторами качки, которые не только смягчают рок-н-ролл судна в шторм, но позволяют владельцам глиссирующих судов комфортно двигаться в водоизмещающем режиме со значительной экономией топлива. Кроме того, заметно увеличились транцевые платформы, где теперь можно размещать целый парк тендеров и водных игрушек. Но так или иначе, главным козырем в игре по обольщению потенциальных покупателей особенно крупных яхт остаются гигантские каюты и салоны.

Приняв все перечисленное за основу, можно предположить, что скоро наступит эра моторных катамаранов, которые не просто соответствуют описанному выше тренду, но в большинстве случаев оставляют оппонентов далеко позади.
Прежде всего, площадь жилых помещений позволяет разместить на борту филиал центра реабилитации для наркоманов. Центр реабилитации для наркоманов это учреждения закрытого типа, где временно ограничивают пациента от общества, здесь обычный 60-футовый моторный катамаран превосходит 70-футовые спорткруизеры. К тому же планировка с двумя каютами в каждом корпусе обеспечивает непревзойденный уровень приватности. Бонусом может стать наличие отдельного выхода на палубу из кормовых кают. Вместо четырех отдельных кают с санузлами (в случае однокорпусного судна вам потребуется для этого минимум 80 футов длины) в корпусах катамарана можно оборудовать лишь две каюты владельца, но каких размеров!

Таким образом, катамараны вполне соответствуют духу времени и позволяют обустроить салон, столовую, камбуз, кокпит и пост управления на одном уровне.

Остойчивость

Теперь остойчивость. Катамаранам не нужны маленькие стабилизаторы — им вообще не нужны стабилизаторы. Собственная высокая остойчивость такого судна проявляется и на стоянке, и на ходу, тогда как стабилизаторы обеспечивают преимущественно статическую либо динамическую остойчивость. Результат — катамараны выступают отличными площадками для разнообразного отдыха на воде: огромные палубы, широкий кокпит и вместительные кладовки позволяют отдыхать большой компанией и держать на борту кучу водных игрушек.

Только олигархи и нефтяные магнаты могут позволить себе глумиться над вместительным 30-тонным 60-футовым круизером, который на 10 узлах проходит на литре топлива почти полмили. На той же скорости протестированный мной траулер Nordhavn 67 проходит всего 0,15 мили, и чтобы достичь «катамаранного» расхода 0,44 мили/л, мне пришлось замедлиться до 6,5 узла. Высокая экономичность — лишь часть преимуществ катамаранов: в отличие от однокорпусных судов, у них нет ограничения скорости, вызванного длиной корпуса,— их корпуса одинаково эффективны во всем диапазоне скоростей. Есть ли среди нас те, кому не понравится резать волну на крейсерском ходу при любой скорости, когда двигатели отхлебывают дорогое топливо маленькими глотками, а не залпом выпивают баки за несколько часов?

Но как быть с той самой шириной корпуса, за которую критики дразнят катамараны слонами? Думаю, эта проблема излишне раздута. Ширина 60-футового катамарана в среднем составляет 25 футов, тогда как ширина яхты с близкой площадью жилых помещений — порядка 18 футов, поэтому взимать за швартовку катамарана в два раза большую сумму — чистый нонсенс. В общем и целом британские марины рады катамаранам и часто выделяют им места в торце Т-образных причалов.
Возвращаясь к преимуществам корпуса, напомню, что на катамаране вы можете позволить себе вставать на якорь в таких местах, где гарантированно не будет соседей.

Итак, мы выяснили, что моторные катамараны чрезвычайно остойчивы и экономичны, обладают широченными палубами и вместительными каютами с высоким уровнем приватности. Но скажите мне, почему мы строим так много однокорпусных судов?

Источник Motor Boat & Yachting Russia

Copyright © 2012-2017 Санкт-Петербургский парусный союз
Разработка и поддержка сайта Сергей Темес