Отчет Технического комитета СППС (29.02.2012 года)

29 февраля 2012

Уважаемые коллеги,

Я был избран председателем Технического комитета СППС в 1996, и с тех пор, с двумя короткими перерывами, исполнял эти обязанности. Подавая заявление об уходе с этой должности, я считаю своим долгом отчитаться перед вами за 15 лет работы.

Традиционно ТК выполнял следующие функции:
- Спортивная и государственная (от имени спорткомитета) регистрация парусных яхт;V alekseev 01 - Разработка и подержание технических требований к яхтам.
- Технический осмотр зарегистрированных яхт, а также яхт на соревнованиях, проводимых СППС или совместно с СППС;
- Разбор аварийных происшествий;
- Правовая поддержка судовладельцев в сфере регистрации яхт;
- Разработка правил обмера (совместно с ассоциациями классов);
- Организация обмера и обмер яхт;
- Подготовка мерителей.

1. В 1996 г. единой системы регистрации спортивных яхт не было, яхты регистрировались по яхт-клубам, и не всегда аккуратно. Единая судовая книга Санкт-Петербурга существовала, но последняя запись в ней была сделана в 1983 году. Поэтому систему регистрации пришлось создавать заново. Сложность состояла в том, что некоторые клубы до конца отстаивали свою самостоятельность. Например, СПбРЯК перерегистрировал свои яхты только в 2005 г, а большинство яхт ВМФ до сих пор спортивных документов не имеют.

С 2000 по 2006 г. ТК от имени и по поручению Госкомспорта проводил государственную регистрацию яхт, с 2006 г. – только спортивную, поскольку функции гос. регистрации с Госкомспорта были сняты.

На начало 2012 г. в Судовой книге СППС зарегистрировано 250 яхт, из них 171 – крейсерские, остальные – гоночные килевые яхты и швертботы. К сожалению, за 4 года 42 яхты снялись с учета, в основном в связи с переходом под ГИМС.

В настоящий момент гос. регистрация спортивных яхт передана в Минтранс, а спортивную регистрацию проводят регистраторы ВФПС, независимые от ТК СППС. Технический комитет не имеет каких-либо полномочий, связанных с регистрацией яхт.

2. Важнейшей задачей ТК является обеспечение безопасности плавания яхт. Регистрируя свои яхты, как спортивные, яхтсмены и клубы добровольно принимают на себя обязательство соблюдать технические требования, предъявляемые к спортивным яхтам. Однако на 1996 год единых технических требований к яхтам не существовало. Отдельные разрозненные требования были в приложениях к приказам Спорткомитета СССР конца 70-х – начала 80-х г.г., но они были неполными и устаревшими. Более современные требования были в «Специальных Правилах» Комитета по морским гонкам, перевод которых был издан Парусным Крейсерским союзом в Москве, но эти правила тоже были недостаточно полными, касались только оборудования и снабжения яхт, и не учитывали российских условий.

Поэтому в 1996 - 97 г.г. ТК разработал на основе «Специальных правил» ORC более подробные и учитывающие нашу специфику технические требования, которые были приняты СППС в 2001 г., как Специальные правила СППС, и применялись при тех.осмотре яхт до 2007 г. В 2007 г. ORC принципиально пересмотрел свои «Специальные правила», заполнив имевшиеся пробелы, после чего отдельные местные правила стали излишними. Однако позже, в 2009 г., когда надзор за яхтами был передан в Минтранс, Минтранс разработал свои требования к спортивным яхтам на основании наших «Специальных правил СППС».

3. В течение первых нескольких лет работы ТК нам удалось добиться того, что в подавляющем большинстве клубов тех. осмотр стал проводиться по единым требованиям. На Санкт-Петербургской парусной неделе проводился выборочный контрольный осмотр, что позволяло контролировать качество работы клубных инспекторов.

К сожалению, в последние годы контроль безопасности яхт со стороны ТК наталкивается на явное противодействие со стороны некоторых членов СППС. Ряд клубов, в основном те, которые владеют большим флотом старых яхт, неохотно выполняют современные требования к безопасности. Например, СПбРЯК до 1998 отказывался требовать наличия радиостанций на яхтах. Это продолжалось до тех пор, пока яхта «Песня» не села в тумане на камни в Выборгском заливе и была спасена только благодаря тому, что экипажу удалось связаться по радио с проходившим мимо судном. Сейчас СПбРЯК так же отказывается выполнять требования к установке газовых баллонов. Совсем недавно этот же клуб при поддержке Судейской коллегии провел через президиум решение, запрещающее проводить контрольный осмотр и обмер во время соревнований (позже это решение было отменено, однако на соревнованиях, проводимых СПбРЯК, контрольный осмотр и обмер не проводится; в 2011 г. СПбРЯК отозвал своего представителя из ТК СППС).

Понять яхтсменов, которые экономят на безопасности, можно – никому не хочется всерьез вкладываться в яхты, которые им не принадлежат; легче понадеяться на «авось». Но неужели для того, чтобы осознать серьезность проблемы, нужно, чтобы какая-нибудь яхта сгорела вместе с экипажем?

4. Такое отношение к безопасности неизбежно сказывается на аварийности. Долгие годы мы гордились тем, что аварийность спортивных яхт в разы ниже, чем на яхтах, зарегистрированных в ГИМС, несмотря на гораздо более жесткие условия эксплуатации. Так, за 15 лет произошло 2 случая гибели и 3 серьезных аварии спортивных яхт, зарегистрированных в СППС, а также 2 серьезные аварии других яхт на соревнованиях СППС; во всех случаях обошлось без жертв. За то же время в Финском заливе и на Ладоге погибло по меньшей мере 8 яхт, зарегистрированных в других органах или не зарегистрированных вовсе; из них в 5 случаях погибли люди. К сожалению, половина этих случаев приходится на последние 3 года; в 3-х случаях яхты выходили из клубов, где работают технические комиссии СППС – это СПбРЯК, ВМФ и «Балтиец».

Технический комитет регулярно проводит расследование аварий и публикует решения и рекомендации по устранению причин аварий. Наиболее известные из них – массовая поломки килей на яхтах класса Open-800 в 2008 г., а также гибель яхты «Боян» в 2009 г. К сожалению, постоянно приходится сталкиваться с желанием судовладельцев скрыть аварию, а если это невозможно – то хотя бы ее причины. Судовладельцам следовало бы понимать, что ТК не имеет ни полномочий, ни желания кого-то наказывать; наша цель – выяснить причины аварий, чтобы она не повторялась в будущем. Хорошим примером в этом отношении было расследование поломок килей на яхтах класса Open-800, когда владельцы яхт, ассоциация класса, строители предоставили всю возможную информацию, совместно провели расследование аварий и сделали все возможное для исправления ошибок, приведших к авариям.

5. Спортивная регистрация яхт не только облегчает участие в соревнованиях (по правилам ВФПС, яхты, участвующие во всероссийских соревнованиях, должны быть зарегистрированы в Спортсудорегистре), но в течение многих лет позволяет владельцам избегать многих сложностей, связанных с общением с ГИМС и Минтрансом. Только благодаря спортивной регистрации удалось совершить кругосветное плавание катамарану «Благовест» (ГИМС категорически отказывался выпускать его в море); были и другие аналогичные случаи. За 10 лет мне, как председателю ТК, 6 раз приходилось выступать в судебных, следственных и т.п. органах, защищая интересы яхтсменов. Ни разу законность выдаваемых СППС документов не была оспорена.

6. До 2000-х годов господствующей системой обмера крейсерских яхт в России была система IOR. В середине 90-х г.г., с появлением новых яхт, стало ясно, что система устарела и не описывает современные типы яхт. Обмер по IOR был дорогим и трудоемким, а мерительные свидетельства IOR за рубежом не признавались. Перед глазами был пример Финляндии, где использовалась упрощенная рейтинговая система LYS, не требующая сложного обмера, и позволяющая выдавать мерительные свидетельства прямо на месте. СППС поставил перед ТК задачу разработать аналог системы LYS, чтобы можно было быстро и корректно обсчитывать яхты, в том числе те, которые не могут быть правильно оценены по IOR.

Такая система была разработана и опробована в 1998-1999 г.г. Однако оказалось, что для наших условий LYS не годятся, т.к. эта система основана на статистике гонок большого числа яхт в повторяющихся условиях. У нас же в Питере не найти 3-х одинаковых яхт, гонок проводится недостаточно для статистики, а использовать статистику гонок на внутренних водоемах или за рубежом нельзя из-за совершенно разных условий.

Поэтому мы решили использовать уже разработанную к тому времени методику расчета теоретической скорости яхты для расчета ее рейтинга (гоночного балла). В 1999-2000 г.г. эта работа была проделана Андреем Косоротовым и Михаилом Матаруевым, и новая система обмера, названная RS-2000, была принята СППС. Несмотря на сопротивление, которое вызывает все новое, она была очень быстро принята и признана не только в С-Петербурге, но и в России в целом. Соревнования по системе RSводились на Онеге, в Москве, на Волге, на Белом море. Пика популярности система достигла в 2005-2007 г.г., когда она стала самой популярной системой в стране, в базе данных RS-2000 было более 300 яхт.

Параллельно с этим Конгресс по морским гонкам (ORC) начал развивать упрощенную систему обмера и гандикапа ORC Club – полный аналог нашей RS-2000, значительно удешевившую обмер и получение мерительных свидетельств ORC. К 2007 г. наши ближайшие соседи перешли на использование системы ORC на важнейших соревнованиях. Поскольку наши яхты все чаще стали участвовать в соревнованиях за рубежом, СППС в 2008 г. принял решение перейти на международную систему обмера на внутренних соревнованиях, чтобы не нужно было получать несколько мерительных свидетельств. К сожалению, время для перехода оказалось неудачным: начался кризис, и число яхт, гоняющихся за рубежом, сократилось, а расходы на получение мерительного свидетельства стали ощутимее. Это привело к уменьшению числа яхт, участвующих в официальных соревнованиях, и разделению флота на «междусобойчики» - небольшие группы однотипных яхт.

7. Еще одной важнейшей сферой деятельности ТК является подготовка мерителей и организация обмера яхт, как сертификационного (для получения мерительного свидетельства), так и контрольного, на соревнованиях. В 1996 г. в Петербурге числилось 6 мерителей, но только один из них – меритель гоночных классов В. Буркалов – реально работал. В крейсерских классах мерители либо отошли от дел, как Фунтиков, Оскольский, Андерсон, либо вместо обмера выпускали липовые бумажки. В качестве примера – указанные в мерительных свидетельствах размеры яхт, сделанных в одной матрице, но обмеренных разными мерителями, отличались на несколько см. Другой меритель продлил действие мерительного свидетельства яхты вперед на 10 лет!
Пришлось начать с того, что отстранить нарушителей от работы.

Но это было только пол-дела – их надо было кем-то заменить. Подготовить мерителя непросто – помимо склонности к этой работе, нужно еще профессиональное образование. За 10 лет мы подготовили двоих мерителей – Михаила Чайкина и Александру Тычкову. Квалификация питерских мерителей признана и в России, и за рубежом: Владимир Буркалов, а после него – я были избраны председателями Мерительного и Технического комитетов ВФПС, Михаил Чайкин – председатель ТК ассоциации класса Open-800; Буркалов, кроме того – международный меритель класса «Финн», я – классов «Дракон» и ORC, Чайкин и Тычкова – одни из немногих в стране мерителей ORC International.

8. Как я уже сказал, в 1996 г. в СПб среди крейсерских яхт практически не было действительных мерительных свидетельств, контрольный обмер не проводился. На первых соревнованиях, на которых был проведен контрольный обмер – СПб Парусной неделе 1997 г. – были выявлены массовые нарушения правил, несоответствия яхт своим мерительным свидетельствам, и т.д. Пришлось выдержать бой с судейской коллегией, которая объявила эти нарушения «несущественными» и «не влияющими на результат». В результате по моему запросу в Правила парусных соревнований были внесены уточнения, определяющие, какие нарушения можно считать несущественными, и какие – нет.

После этого контрольные обмеры и проверки яхт на соревнованиях стали регулярными. Постепенно, в течение нескольких лет, ТК удалось добиться, что все яхты получили мерительные свидетельства, подавляющее большинство нарушений были устранены, нарушения стали в основном случайными и непреднамеренными. Однако отношения ТК с городской судейский коллегией были испорчены. Судьи и организаторы соревнований стали всеми способами избегать проведения контрольного обмера и осмотра на соревнованиях, оправдывать нарушителей и т.д., о чем я уже говорил раньше. Я, как судья-меритель, несколько раз вынужден был подавать апелляции и запросы по поводу решений судейский коллегии, и неизменно их выигрывал, но СППС, в нарушение правил, ни разу не пересмотрел официальные результаты соревнований.

Таким образом, сложилась ситуация, в которой Технический комитет последовательно лишен всех полномочий:
 Гос. регистрация спортивных яхт передана в Минтранс;
 Спортивную регистрацию проводят регистраторы ВФПС, независимые от ТК СППС;
 Технический осмотр яхт может проводится только добровольно на основании заявлений владельцев. Большинство владельцев яхт – членов СППС не проходят тех. осмотр в ТК СППС.
 ТК не имеет никаких полномочий в отношении яхт, за исключением технического осмотра и контрольного обмера при их участии в соревнованиях, проводимых СППС. В последние годы СППС последовательно проводит политику прекращения любого технического контроля и обмера на соревнованиях, проводимых СППС.

В связи с этим я принял решение подать в отставку с поста председателя ТК, поскольку не хочу руководить декоративным органом, существующим только для вида.
Моя отставка была принята и поддержана членами ТК. В связи с тем, что Технический Комитет лишен каких – либо полномочий, члены ТК считают бессмысленным продолжение деятельности ТК. Члены ТК Ефременков, Лившиц, А. Чайкин, М. Чайкин, Б. Юдин заявили о сложении своих полномочий как членов ТК, что было зафиксировано в решении ТК от29.09.2011.

В то же время я считаю, что в ситуации, когда в нашей стране нет внятного законодательства в отношении спортивных судов, работа ТК позволила обеспечить условия для честной спортивной борьбы, сохранить систему обеспечения безопасности плавания спортивных яхт, поддерживать относительно низкий уровень аварийности, и заставляет гос.органы считаться с мнением парусного сообщества. Поэтому я прошу конференцию и всех яхтсменов обратить на работу ТК особое внимание.

Василий Алексеев,
Председатель ТК СППС в 1996-2011 г.г


Copyright © 2012-2017 Санкт-Петербургский парусный союз
Разработка и поддержка сайта Сергей Темес