Санкт-Петербургский Парусный клуб

Основан в 1887 г. как парусный кружок, а статус яхт-клуба получил в 1890 г., когда 22 июня был утвержден его Устав. Первоначально арендовал участок берега в  Старой Деревне, против Елагина острова. Позже перебрался на Крестовский остров, на  правый берег  р Малой Невки, у  Большого Петровского моста. В первые годы своего существования кружок получил августейшее покровительство Великого князя Александра Михайловича, который патронировал многие парусные общества. В марте 1892 года Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович, с Высочайшего соизволения принял звание Почетного члена Санкт-Петербургского Парусного клуба.
 Великий князь  Александр Михайлович Фото 1896 годаВ начале 1890 года, по мысли члена яхт-клуба П.В.Виноградова и по предложению члена яхт-клуба Г.В.Эша,  была учреждена особая комиссия (В.П.Бонч-Осмоловский, Г.В.Эш и В.К.Экгард) для разработки правил открытия отделений Санкт-Петербургского Парусного клуба.
     Помимо основного (центрального) отделения, в начале 1890-х гг. были отделения кружка на Петровском о-ве, в Гавани, в Стрельно. Каждое отделение имело собственную кассу и право самостоятельно вести финансовые операции. По постановлению Общего собрания от 4 марта 1893 г. для открытия местного отделения должно было быть не менее 5 желающих из членов кружка, которые владели бы не менее тремя парусными или паровыми судами, занесенными в списки общества. Председатель каждого отделения входил в состав Комитета Санкт-Петербургского Парусного клуба
Годовой взнос на рубеже XIX- XX веков составлял примерно 10 — 15 руб., вступительный — 5 руб. Постоянные гости платили 3 руб. Позднее членский взнос повышался. В 1913 г. он составил 30 руб., а в 1915 г. — 50 руб. Разовый входной билет для гостя стоил 20 коп.
Сословных ограничений при вступлении в кружок, а затем в яхт-клуб, не существовало. В 1893 г. в клубе  было 116 членов (106 действительных и 8 пожизненных), 4 сотрудника, 3 кандидата, 39 летних гостей. По данным на 1898 г. в яхт-клубе состояло 89 действительных членов, 8 пожизненных, и 8 сотрудников. Все основные вопросы в клубе решало Общее собрание путем голосования. Интересно отметить, что Общим собранием от 23 января 1893 г. была запрещена практика передачи голосов, видимо, случавшаяся ранее.cppcl 02
 Яхт-клуб  устраивал гонки, парусные прогулки. В 1893 г. было устроено 5 гонок (13 и 27 июня, 18 июля, 29 августа, 5 сентября) и 2 по Стрельнинскому отделению (20 июня и 6 июля). Призами на этих гонках были, главным образом, жетоны. Судя по отчетам, была специальная статья расходов — плата ювелиру за их изготовление. Ежегодно проходила одна специальная гонка для профессиональных рыболовов Невской губы с целью их поощрения к усовершенствованию типов рыболовных судов. Призы на рыболовных гонках были денежные (как и на поощрительных матросских гонках в других яхт-клубах). Первый приз на гонке 1893 г., состоявшейся 16 мая, составлял 25, второй — 15, третий — 10, четвертый — 5, пятый — 3 руб. Был еще специальный поощрительный приз в размере 10 руб., который выдавали за лучшее снаряжение. Но денежными призами на  рыбацкой гонке дело не ограничилось. Как говорилось в отчете, в  распоряжение Санкт-Петербургского парусного клуба «Для гонки рыбаков» Российским Обществом рыбоводства и рыболовства, был предоставлен особый приз имени Общества — ценная серебряная кружка».
 cppcl 03
В том же 1893 г. была устроена дамская гонка, одна из первых в практике российского спорта. Тогда же яхт-клуб предпринял дальние плаванья — в дер. Ижорку, в Кронштадт, в Сестрорецк. Зимой устраивали гонки на буерах и лыжах. Павильон яхт-клуба иногда предоставлялся финским лыжникам для проведения состязаний, привлекавших много зрителей.
Флаг клуба имел типичный рисунок — белый с синим прямым крестом и  гербом Санкт-Петербургской губернии в верхнем крыже. Знак клуба представлял собой красную шестиконечную звезду в ветвях из дубовых листьев. В 1906 г. рисунок знака был изменен. Его очертания приобрели вид «золотого или металлического, золоченого герба города Санкт-Петербурга, в дубовых листьях из такого же материала, зеленоватого оттенка и с буквами П.К., расположенными наискось, по обе стороны знака в нижней его половине — серебряными или металлическими посеребренными».
На рубеже XIX-XXвеков в списках клуба числилось около 35 судов. В 1908 г. было 47 парусных судов и 9 паровых и моторных — всего 56 единиц. Зимой они содержались в специальном помещении, куда принимались и лодки Невского яхт-клуба.
Свидетельство на право ходить под флагом яхт-клуба стоило 1 руб. Патенты на право ношения судового знака и флага выдавались только Комитетом яхт-клуба. Отделения не имели таких полномочий.
Оскар Васильевич Ниссен (1887 - 1889)  Первым председателем кружка был Оскар Васильевич Ниссен (1887 - 1889), которого сменил известный архитектор  Владимир Федорович Харламов (1890 - 1892). Следующим, уже Командором яхт-клуба, стал один из наиболее деятельных его членов — граф Василий Алексеевич Олсуфьев (1894- 1896), подполковник Лейб-гвардии конногвардейского полка. В 1897 г., когда он оставил должность, в течении двух лет она была вакантной.
 
Граф  Василий Алексеевич  ОлсуфьевГраф  Василий Алексеевич  Олсуфьев
В 1899 и в 1900 г.  яхт-клуб, возглавил   Владимир Павлович Бонч-Осмоловский, служащий Комитета управления водяного и шоссейного сообщения и торговыми портами. В.П. Бонч-Осмоловский, также состоял в Санкт-Петербургском фотографическом обществе. Следующие два года (1900-1902)     уже  Командором яхт-клуба был снова граф Василий Алексеевич  Олсуфьев.
В  1902 - 1904 гг. клуб возглавлял   барон Владимир Готгардович  Штемпель. Он был профессионально связан с морским делом — служил капитаном Главного адмиралтейства, начальником мастерской мореходных инструментов в Главном гидрографическом управлении.    Его сменил Андрей Гаврилович Навашин, управляющий по сооружению Сибирской железной дороги. Следующим Командором стал Николай Павлович Козлов (1908 -1909 гг.), а на смену ему пришел Владимир Карлович Экгард (1910 -1912 гг.),, тов. Председателя Санкт-Петербургского фотографического общества. После В.К. Экгарда Командором снова стал Андрей Гаврилович  Навашин (1912-1914гг),, которого, в свою очередь, сменил барон Владимир Готгардович  Штемпель (1914-1917 гг.),, также имевший опыт руководства яхт-клубом, и к тому времени уже вышедший в отставку.  Он был последним Командором клуба.
Пожизненный член С.-Петербургского Парусного клуба
Пожизненный член С.-Петербургского Парусного клуба
Владимир Ахиллесович Рейс, учредивший «Кубок эскадренных плаваний»
Определенной известностью в общественной и деловой жизни Петербурга пользовались и другие члены яхт-клуба. В частности, Владимир Ахиллесович Рейс, инженер-архитектор, состоявший в Санкт-Петербургском обществе архитекторов. Им также был учрежден специальный приз для победителей в водных состязаниях — так называемый «Кубок Рейса» — одна из наиболее престижных наград в Петербурге, за которую боролись несколько яхт-клубов.Буер А.А. Навашина 
Буер А.А. Навашина
В Парусном клубе состоял и  Михаил Николаевич Бенуа, директор правления Общества «Кавказ и Меркурий», одновременно бывший членом Комитета Невского яхт-клуба, и служащий Государственного банка Н.А. Фелькнер, и портовый таможенник А.В. Кржижановский..  Состоял в СПб  Парусном клубе князь Белосельский-Белозерский Константин Эсперович  владелец многочисленных имений, уральских заводов и Крестовского острова в С-Петербурге,  свиты Его Императорского Величества генерал-майор.
Торжественно проводились не только гонки яхт-клуба, но и открытия новых Отделений кружка. Так, например  открытие Стрельнинского отделения состоялось в январе 1893 г. При этом  праздновалось открытие 6 июня 1893 г. в присутствии многочисленной публики и многих почетных гостей, представителей С.-Петербургского Парусного клуба и  С.-Петербургского Речного яхт-клуба, прибывших в Стрельну на нескольких яхтах. «Торжество ознаменовалось молебствием с освящением флагов, судов и гавани нового Отделения, и общим завтраком. Из числа судов, прибывших на Стрельнинский рейд к началу молебствия, следует назвать прежде всего таможенный крейсер „Нырок“, командир которого лейтенант Ф.А. Стойков любезно предложил свою судно для доставления в Стрельну представителей С.-Петербургского Парусного клуба».
Таможенный крейсер „Нырок“ 
Таможенный крейсер „Нырок“,
В том же году состоялось еще одно мероприятие. 11 октября 1893 г. французские яхтсмены оказали теплый прием русским морякам близ Парижа на гонках в честь вице-адмирала Ф.К. Авелана. В ответ на это Санкт-Петербургский Парусный Клуб отправил благодарственное письмо в редакцию французской версии журнала «Яхта» — официального печатного издания «Союза французских яхт». Письмо было опубликовано во французском издании, и в ответ на него от французских яхтсменов поступила телеграмма по адресу Санкт-Петербургского Парусного Клуба. Также поступили подарки от  французов — три медали с соответствующими надписями. Данный эпизод, конечно, не имел принципиального значения для деятельности яхт-клуба но он являлся, по-своему, знаковым — свидетельствовал, во-первых, о стремлении яхтсменов установить международные связи, и, во вторых, о том, как русско-французское политическое сближение, фактически породившее Антанту, отразилось на локальном, общественном уровне (именно в 1893 г. была ратифицирована конвенция между Россией и Францией о совместных действиях, если одной из сторон будет угрожать Германия или Австро-Венгрия).В том же году яхт-клуб участвовал в общегородских церемониях. Так, 26 июня и 12 августа суда яхт-клуба (как и других подобных Обществ столицы) принимали участие во встрече Германской и Французской эскадр, сопровождавших Императора Германии и  Президента Французской республики.
В 1897 г. СППК участвовал в I-ой Всероссийской выставке судоходства, где представил к экспонированию фотографии здания и яхт, а так же модели судов. В качестве приза был получен диплом I–ой степени. Многие яхтсмены не только платили членские взносы, но и жертвовали на нужды яхт-клуба редкие издания по водному спорту (напр., периодические издания, выпускавшиеся за границей), строительные материалы, а также сигнальные мачты, фонари с подсветкой, подзорные трубы и т.п.
В 1910 году С-ППК был главным инициатором создания С-Петербургского союза яхт-клубов (С-Петербургского Парусного союза). который ставил своей целью объединить деятельность зарегистрированных яхт-клубов и иных подобных Обществ водного спорта, действовавших в пределах Петербургской губернии, и ее окрестностях. Учредителями Союза были С.-Петербургский Парусный клуб, Невский яхт-клуб, С.-Петербургский Морской яхт-клуб (Гаванское парусное Общество), Стрельнинский Парусный клуб. Яхт-клубам - учредителям было дано право принимать в Союз другие клубы. Клуб, входивший в Союз, мог свободно выйти из него по заявлению.
По инициативе С.-Петербургского Парусного клуба ранней весной  1912 года был создан Российский парусный гоночный союз (РПГС), а 14 марта  1912 года Морским министром адмиралом Григоровичем И.К. был утвержден устав РПГС.
 Григорович  Иван Константинович (1853-1930)
Григорович  Иван Константинович (1853-1930)
Первоначально в  РПГС входили Императорский С.-Петербургский яхт-клуб (осн.1846г), Императорский Речной яхт-клуб, (осн.1860г),  Высочайше утвержденный Невский яхт-клуб (осн.1894г),, С.-Петербургский Парусный клуб (осн.1887г),, Гаванский Парусный клуб (осн.1891г),(позднее С.-Петербургский Морской клуб), Стрельнинский Парусный клуб (осн.1893г),. К 1915 г. союз пополнился Императорским Эстляндским яхт-клубом, Териокским, Сестрорецким и Петроградским студенческим клубами. Находился союз в С.-Петербурге
Деятельность Парусного клуба значительно способствовала развитию парусного спорта в Санкт-Петербурге. Созданные им  Отделения со временем превратились в самостоятельные яхт-клубы: Петровский, Стрельнинский и С.- Петебургкий Морской яхт-клуб (Гаванское парусное общество), вписавшие свою страницу в историю Российского яхтинга.
Издания клуба:
Памятная книжка СПБ Парусного кружка. 1886-1892. СПб. 1893.
Устав С.-Петербургского Парусного клуба. СПб. 1898; То же. 1905.
Личный состав С.-Петербургского парусного клуба в 1905 г. СПб., 1905.
Отчет С.-Петербургского парусного кружка за 1893; 1897 гг. СПб., 1894; 1898.
Бонч-Осмоловский В.О новом способе учета времени на гонках парусных судов. СПб., 1891.
Памятка С.-Петербургского Парусного клуба. СПб. 1909.
Памятная книжка С.- Петербургского Парусного клуба за 1909 г.; 1910. СПб. 1910-1911.
Юбилейная памятка. СПб. Парусный клуб.1887-1912. СПб., 1912.
Кормовой флаг 
Кормовой флаг.
 Флаг почетного члена
Флаг почетного члена.
 Стеньговый флаг
Стеньговый флаг.
Брейд-вымпел командора
Брейд-вымпел командора.
Брейд-вымпел вице-командора
Брейд-вымпел вице-командора.
 Флаг Гоночной комиссии
Флаг Гоночной комиссии.

Copyright © 2012-2017 Санкт-Петербургский парусный союз
Разработка и поддержка сайта Сергей Темес