• Главная
  • Разное
  • В России нет доступного и эффективного морского арбитража.

В России нет доступного и эффективного морского арбитража.

400x-3Все более популярным и экономически выгодным в последнее время становится речной и морской транспорт. На фоне дорожающих иномарок и топлива эти виды транспорта остаются более-менее доступными. Они могут быть задействованы в грузоперевозках и пассажирских перевозках, туристической, рекреационной и других видах деятельности. 

Порядок работы морского и речного транспорта регламентирует морское право. В случаях возникновения любых конфликтных ситуаций, которые не представляется решить без судебного разбирательства, вмешивается морской арбитраж. Именно он считается высшей судебной инстанцией, предназначенной для урегулирования споров, касающихся заключения договоров, перевозки грузов, пассажиров, страховых выплат и других вопросов.

А судьи кто?

В нашей стране функции арбитража в данной сфере выполняет Морская арбитражная комиссия. В компетенцию Морской арбитражной комиссии входит рассмотрение споров, возникающих в результате договорных отношений, в том числе между иностранными и российскими субъектами. Однако сегодня она испытывает ряд серьезнейших проблем.

Значительно сократилось количество исков, подаваемых в инстанцию. Если раньше их число насчитывало ежегодно около 60 дел, то сегодня – около 20. Это связывают с тем, что многие суда, курсирующие в наших водах, ходят под флагами других государств, зарегистрированных международными юрисдикциями. Кроме того, часто судовладельцы, имеющие двойное гражданство, предпочитают отдавать дело на рассмотрение иностранным судебным организациям, считая их более компетентными и беспристрастными.

Однако сами представители судоходных компаний утверждают, что такая ситуация возникла из-за несовершенств самого морского суда в России, работа которого уже не является эффективной. Многие судовладельцы не доверяют судебной системе, растет рост недоверия и к самим арбитрам. По мнению адвокатов, которым приходилось участвовать при заседаниях комиссии, нередко бывают совсем патовые ситуации.

Почему наш морской арбитраж неэффективен

К примеру, арбитры, совмещающие свою основную деятельность с преподаванием, не всегда могут непредвзято оценить ту или иную ситуацию. Один из известных случаев, когда работник арбитражной комиссии – по совместительству педагог МГИМО – был вынужден взять самоотвод, так как одна из сторон настаивала на том, что раз он работает на МИД страны, то будет действовать согласно интересам России. Вместо него был назначен другой арбитр. Подобные случаи встречаются достаточно часто.

Однако это не основная проблема арбитража. По словам адвоката Комиссарова Андрея Федоровича, работа этой судебной инстанции малоэффективна еще и потому, что любое ее решение может быть отменено судом общей юрисдикции. Поэтому нередки случаи, когда истец зря тратит свое время и деньги.

Еще одна причина недостаточно эффективной работы морской комиссии – значительная сумма третейского сбора, аналогичная той, которая взимается в арбитражных судах Российской Федерации. Сейчас она составляет три процента от общей суммы судебного иска. Максимальная же сумма пошлины для арбитражного суда, вне зависимости от величины искового заявления, равняется 200 000 рублей.

Мало того, на практике достаточно редко можно встретиться с тем, что МАК удовлетворяет исковое заявление полностью. Выходит, что истец тратит немалые суммы на уплату государственной пошлины, взамен получая не всегда то, что ожидал. Часто бывает, что после передачи дела арбитражному суду территориального субъекта, вынесение решения может продлиться не на один месяц из-за банальной судебной волокиты. А при обжаловании решения дело может затянуться на очень длительный срок.

Есть проблема? Есть решение!

Несмотря на все противоречия, возникающие при работе морской арбитражной комиссии, добиться справедливости все-таки можно. Для этого нужно воспользоваться услугами грамотного адвоката. Он не только сможет достойно представить ваши интересы в судебном учреждении, но и поможет вам добиться максимально хорошего результата.

Как бы там ни было, несмотря на имеющиеся недостатки, Морская арбитражная комиссия все еще остается важной судебной инстанцией, рассматривающей споры между судовладельцами. К тому же предстоящие судебные реформы позволят значительно ускорить и сделать более эффективными судебные разбирательства.

 


Copyright © 2012-2017 Санкт-Петербургский парусный союз
Разработка и поддержка сайта Сергей Темес