За кадры верфям

За кадры верфям!

Антон Черкасов: Вместо того чтобы жаловаться на отсутствие специалистов, может, стоит начать вкладывать средства не только в материальную сферу, но и в подготовку кадров?

В мае мне довелось посетить десяток голландских компаний, занятых в сегменте суперяхт. Яхтенная индустрия в Нидерландах обладает рядом интересных особенностей, многие из которых упомянуты в отдельной статье (см. с. 78), а здесь я бы хотел поднять вопрос людских ресурсов.

Голландия

Голландия — страна маленькая, однако плотность работающих в сфере судостроения компаний невероятно высока, и крупные верфи нередко являются градообразующими предприятиями, на которых заняты жители близлежащих поселков. Учитывая, что персонал активно функционирующего производства составляет в среднем 100-300 человек, кадровый вопрос в этой специфической сфере стоит достаточно остро. Поскольку для строительства суперяхт требуются не просто хорошие сотрудники, но высококлассные мастера: сварщики, сборщики, механики, электрики и др. — масштабы потенциальной кадровой проблемы значительно возрастают, тем более что голландцы редко соглашаются тратить на дорогу до работы более часа. Как верфи выходят из положения? Вполне цивилизованно и с прицелом на будущее. Практически при каждом производстве существует школа подмастерьев, в которой заняты студенты и выпускники профучилищ. «Еще лет пять назад работа на верфи считалась в обществе не слишком престижной, — говорит Роберт Тан, представитель Осеапсо. — Молодые люди предпочитали не пачкать руки и выбирали офисный труд. Теперь стереотип поменялся: молодежь поняла, что здесь не только руки не запачкаешь, но получишь прекрасную выучку и ценную специальность на всю жизнь». Переходя из цеха в цех, я повсюду наблюдал стоящих за верстаками мальчишек, которые старательно точили, строгали, вырезали какие-то детали, а их глаза горели интересом к тому, чем они заняты. Разумеется, они начинают осваивать специальность с простейших заданий, но год за годом, переходя от мастера к мастеру, постигают все тонкости своего дела. Начав практиковаться на производстве после школы, к тридцати годам подмастерья становятся первоклассными специалистами, которые потом редко покидают компанию.

40-летний юбилей работы в компании

«Каждый год кто-то из наших сотрудников празднует 40-летний юбилей работы в компании, — с удовлетворением заметил Марко Струик, руководитель и совладелец интерьерного бюро Struik & Hamerslag. — Мы терпеливо обучаем столяров и хорошо оплачиваем их работу, а они отвечают нам честным трудом и, главное, желанием придумывать и создавать уникальные вещи». Кстати, обучение подмастерьев подразумевает не только специальные знания, но и общее образование. Например, в школе Feadship молодые люди посещают интерактивные уроки голландского и английского языков. С одной стороны, все это напоминает текст из методички по профориентации для школьных уроков УПК, но с другой... Давайте вспомним так почитаемого нами Петра I, который инкогнито отбыл в Голландию, дабы обучиться премудростям судостроения и «приобрести для государства Российского морской путь». Работая подмастерьем на верфях, он не только постигал корабельную науку, но и перенимал культуру производства, которая позже легла в основу технологий строительства императорского флота. Уверен, что голландские традиции придутся к нашему «двору» и сегодня, ведь многие отечественные верфи страдают от нехватки кадров и не всегда осознают, что лучших сотрудников они могут воспитать себе сами.

Источник Motor Boat & Yachting Russia

Copyright © 2012-2017 Санкт-Петербургский парусный союз
Разработка и поддержка сайта Сергей Темес