«ЗВЕЗДНЫЙ» маневр Виктора Соловьева

 

solovyev 001Воспитанник ДСПШ Центрального яхт-клуба Виктор Соловьев впервые отличился на дистанции парусных гонок в 12-летнем возрасте, выиграв в 1969 году все гонки на юношеском первенстве Ленинграда, а затем и на первенстве Центрального совета ДСО «Труд». Юный яхтсмен настолько уверенно вел свой «Оптимист» к победе, что в неизбежность его будущего восхождения к высотам парусного искусства уверовали все. И Виктор Соловьев оправдывал эти надежды, с легкостью проходя положенные этапы становления на «Оптимистах», «Кадетах» и «ОК-динги». Еще будучи школьником, он добился победы на юношеском первенстве СССР, выезжал на международные соревнования за рубеж.

Осенью 1975 года последовал призыв на военную службу, и вся дальнейшая спортивная жизнь пошла под военно-морским флагом. Первый серьезный успех в олимпийском классе «Финн» пришел к Соловьеву в 1978 году, когда он выиграл юниорский чемпионат Европы и стал мастером спорта СССР международного класса. В том же году молодой «финнист» всерьез боролся за призовое место на чемпионате страны, заняв почетное для себя 4 место. Казалось успех молодого спортсмена надо развивать именно на «Финне», но тренерский совет сборной команды СССР решил иначе. Соловьеву было предложено совершить переход в класс «Звездный», успешное освоение которого во все времена признавалось вхождением в элиту парусного спорта.

Напарником Виктора в лодке стал 40-летний одноклубник Алексей Федоров, пользовавшийся особым уважением среди коллег как последний представитель когорты шкотовых старой формации. Сплав молодости и таланта Соловьева с опытом и основательностью Федорова определенно должен был вылиться в результат. Совместный путь к будущим успехам не был прямым и гладким, но благодарность и уважение к старшему товарищу Виктор сохранил на всю жизнь. Технически сложный «Звездный» класс во многом уравнял шансы пришедшего в него нового поколения разных по опыту и уровню подготовки рулевых. Прежние достижения отошли на второй план, осваивать сложную парусную машину всем приходилось заново. Первые два сезона Виктор выходил на дистанцию, где безоговорочным фаворитом был трехкратный олимпийский чемпион Валентин Манкин, многое решавший в судьбе новобранцев «Звездного» класса. Еще больше его влияние проявилось в последующие годы, когда великий гонщик стал тренером класса в сборных командах СССР и Вооруженных сил.

В парусном спорте достичь серьезного успеха, не встроившись в негласно существовавшую систему приоритетов того времени, не став ее частью, было практически невозможно. В «Звездном» классе тренер Манкин сделал ставку на талантливого и самобытного грузинского гонщика Гурама Биганишвили.

Из узкого круга претендентов на лидерство, именно этого спортсмена, в уже зрелом возрасте, самостоятельно прорвавшегося в число сильнейших, Манкин видел своим преемником. Существенное значение имел и расчет на материальную поддержку от республики Грузия. Перешедший в «Звездный» класс призер двух Олимпиад на «Финне» Андрей Балашов был слишком независимой личностью и для тренера Манкина становился скорее оппонентом.

Весомое в парусном мире имя Балашова не давало ему никаких преференций в предстоящей жесткой борьбе за лидерство. Ленинградец Виктор Соловье вместе с Сергеем Хорецким из Белоруссии и Аларом Вольмером из Эстонии рассматривались лишь как формальный резерв сборной страны. В этом окружении Соловьев оказался в самом незавидном положении, ведь если его коллеги полностью, и на хорошем уровне, обеспечивались материальной частью по линии своих республик, то он мог рассчитывать только на благосклонность тренерского штаба ЦСК ВМФ, где он был, в лучшем случае, третьим номером. Родной город Ленинград в решении этих вопросов не участвовал вообще никак.

В сложных хитросплетениях отношений с московским руководством интересы Соловьева мог продвигать только тренер экипажа К.Д.Сунгрен, известный своим умением находить неожиданные решения даже в самых безнадежных ситуациях. И Соловьев провел три первых сезона в «Звездном» классе на вполне достойном уровне.

Он становится победителем Кубка СССР, выигрывает регаты в Сочи и Севастополе, завоевывает медаль чемпионата страны. На Спартакиаде народов СССР 1983 года в Таллине лишь невероятное везение, свойственное, правда, только выдающимся мастерам, позволило А.Балашову буквально вырвать золото у Соловьева на финише заключительной гонки. Но уже с осени того же года наступил трудно объяснимый спад, переросший в конфликт с партнером по экипажу и тренером. Закончилось все уходом Виктора из экипажа, тогда казалось даже, что и вообще из парусного спорта. Практически два сезона он пропустил. А в это время феерический взлет произошел в спортивной карьере Гурама Биганишвили. Настойчивостью тренера Валентина Манкина удалось создать отличный дуэт с одним из лучших шкотовых сборной страны Александром Зыбиным и добиться исключительных ходовых качеств новой яхты, приобретенной Грузией. Сложение этих факторов дало выдающийся результат: победа в соревнованиях «Дружба-84» и золото чемпионата Европы, не только принесли грузинскому яхтсмену звание «Заслуженный мастер спорта СССР», но и выдвинули его в первый ряд лучших советских яхтсменов всех времен! Все говорило о том, что в новом олимпийском цикле у чемпионского экипажа не будет соперника, способного оспаривать их лидерство в стране. К приезду Соловьева в сентябре 1985 года на чемпионат СССР в Севастополь конкуренты прошлых лет отнеслись с благодушной иронией. Да и что можно было ожидать от рулевого, за полтора года не взявшего ни единого старта и вернувшегося к физически и морально устаревшей яхте с изрядно потрепанным комплектом парусов? Победа Соловьева в чемпионате страны стала тогда подлинной сенсацией, признавать которую свершившимся фактом некоторые ответственные лица просто не хотели! Состоявшийся по окончанию чемпионата Тренерский совет сборной СССР только после повторного рассмотрения поставил экипаж чемпионов страны на шестое место в списке кандидатов в главную команду, оценив их успех как случайность. Но уже в следующем сезоне Виктор Соловьев, опровергая устоявшиеся каноны, стал фаворитом всех гонок в стране. А ведь к прежним соперникам добавился еще более именитый экипаж в составе двукратного чемпиона мира Виктора Потапова и олимпийского чемпиона Александра Музыченко! Феномен триумфального возвращения Соловьева так и остался необъясненным, но именно этот «зигзаг» с уходом и неожиданным возвращением оказался судьбоносным в его спортивной биографии. Вероятно, в этом проявилась нестандартность самобытной личности Виктора Соловьева. Его напарник Алексей Федоров говорил, что за два, казалось потерянных года, Виктор, обрел качества рулевого, которых раньше ему не хватало: собранность в управлении яхтой, решительность и жесткость в борьбе с соперниками.

Семь лет подряд Соловьев становился чемпионом СССР: три раза в паре с Алексеем Федоровым и четыре раза с заменившим его Александром Зыбиным. Иногда от ближайшего соперника его отделяли десятые доли очка, но каждый раз в решающий момент Соловьев оказывался в нужное время в нужном месте! Увы, но первый зарубежный выезд для Соловьева на «Звезднике» состоялся только в олимпийском 1988 году. До этого всегда находились какие-то причины не посылать спортсмена, выигрывавшего большинство соревнований в стране. За считанные месяцы до олимпийских стартов было принято решение направить на Олимпиаду Соловьева и Зыбина. Мировые лидеры выступали тогда на «Звездниках» итальянской постройки, имевшими заметное преимущество в скорости на полных курсах, но заказ советской команды своевременно не был подан и яхту для Соловьева спешно построили в Германии. До олимпийских стартов новую яхту успели опробовать только один раз. Победа в престижной регате на озере Гарда внушала оптимизм спортсменам и их тренеру в сборной страны Валентину Манкину. На олимпийской дистанции в корейском Пусане Виктору Соловьеву прежде всего не хватало опыта борьбы с сильнейшими гонщиками мира. До последнего дня он боролся за место в первой пятерке и даже сохранял теоретические шансы на призовое место. Хотя и занятое 8 место в сильнейшем по составу флоте следует считать успешным дебютом на высшем уровне. Следствием отсутствия международного опыта стало и досадное недоразумение на чемпионате Европы в Швейцарии в 1990 году, когда из-за неподанной декларации о правильном прохождении дистанции, неожиданно потребованной Гоночным комитетом, экипаж лишили заслуженной медали. Правда, годом раньше частицу европейского металла удалось все же завоевать, тогда Соловьев и Зыбин стали бронзовыми призерами! Распад Советского Союза и последовавшее за этим разрушение системы спортивной подготовки пошли не на пользу «Звездному» классу в России. Количество яхт, участвующих в национальных соревнованиях, измерялось единицами, снизился и уровень конкуренции. С новым шкотовым Анатолием Михайлиным Виктор побеждал на российских чемпионатах 11 раз, несколько раз выезжал за рубеж, но в отсутствии возможности системно готовиться и без конкурентной материальной части рассчитывать на серьезное соперничество с мировыми грандами не приходилось.

Не стала исключением и Олимпиада-96. Яхту для гонок в Саванне пришлось арендовать на месте и не лучшего качества. Естественно, что и занятое 17 место не отвечало потенциалу Соловьева. В начале 2000-х годов усилиями старого товарища Владимира Логинова для Соловьева была построена в Германии новая высококлассная яхта, но потерянного времени в самые плодотворные для яхтсмена годы вернуть было нельзя, большой индивидуальный потенциал яхтсмена так и остался не реализованным в полной мере. Военную службу Виктор Владимирович Соловьев завершил досрочно, в звании капитана 2 ранга. Оценивая его место в истории ленинградского парусного спорта следует признать, что он стал самым титулованным гонщиком, ведь в его биографии 18 побед в национальных чемпионатах, включая 7 золотых медалей чемпиона СССР, звание победителя Спартакиады народов СССР, множество побед в важнейших всесоюзных регатах, добытые в упорной борьбе с по-настоящему выдающимися соперниками! В активе Виктора Соловьева престижное золото юниорского чемпионата Европы в классе «Финн», бронзовая медаль и дважды занятые места в первой пятерке европейских чемпионатов в «Звездном» классе. Оглядываясь в прошлое Виктор Владимирович отдает должное тем, кто многое сделал для его становления. Это заслуженные тренеры РСФСР Е.К.Клитина, К.Д.Сунгрен, Л.С.Ремнев, это партнеры по экипажу Алексей Федоров и Александр Зыбин, это друзья его молодости Борис Захаров и Владимир Логинов. В спортивной биографии Виктора Соловьева точка еще не поставлена. Его знания, опыт и талант по-прежнему востребованы, и он щедро делится ими с новыми поколениями яхтсменов в парусной команде Владимира Логинова «Альтаир».

Автор: ЗТ России С.В.Перфильев

solovyev 002

 


Copyright © 2012-2017 Санкт-Петербургский парусный союз
Разработка и поддержка сайта Сергей Темес