Борис Герасимович Лалыко


лалыко.jpg

Исключительно одаренный и разносторонне развитый спортсмен, Борис Герасимович Лалыко (10.10.1922-21.10.2008) в предвоенные годы уже добился определенных успехов в парусном спорте, но основной своей специализацией считал лыжные гонки, где имел репутацию одного из самых перспективных в Ленинграде гонщиков на длинных дистанциях.

Все планы на будущее изменила война. Уже осенью 1941 года Борис Лалыко, в числе других спортсменов-лыжников, оказался в составе спешно сформированного подразделения, призванного противостоять немецким горным стрелкам на Кольском полуострове. В одном из первых боевых столкновений с умелым и численно превосходящим противником Лалыко получил осколочное ранение в ногу и лишь благодаря своему решительному характеру сумел сохранить жизнь, заставив бежавшего с переднего края молодого лейтенанта тащить себя на спине с поля боя под угрозой взрыва гранаты.


Ампутация раненой ноги поставила крест на планах Б. Лалыко добиться успеха в лыжных гонках, теперь все помыслы были связаны с парусом. Вернувшись в Ленинград после снятия блокады, Б.Лалыко первым делом пришел в яхт-клуб на Петровской косе и с полной отдачей включился в его жизнь, невзирая на все трудности, связанные со своим новым положением.

Веры в возможность достичь успеха добавила победа в гонках килевых яхт Балтийской регаты 1945 года его одноклубника и товарища по несчастью Дмитрия Коровельского, также вернувшегося с войны без ноги. Никогда не искавший легкий путей Б. Лалыко, выбрал для себя сложный в управлении швертбот класса “М”, требовавший от стремившегося к лидерству рулевого наличия множества качеств, включая отличную физическую подготовку.

Все эти качества он воспитал в себе сам. И успех не заставил себя долго ждать. На чемпионате СССР 1949 г., проводившемся в Николаеве по сложной, в несколько этапов, системе гонок с пересадкой экипажей, Борис Лалыко одержал безоговорочную победу, оставив позади многих именитых соперников. Кстати, на этих соревнованиях победу среди женских экипажей одержала его одноклубница и будущая супруга Градислава Суник.



В 1950 году на чемпионате СССР в Ленинграде экипаж Б.Лалыко повторил свой победный результат. Этот чемпионат важен для истории тем, что все три рулевые-победители: Д.Н.Коровельский, И.Д.Чернаенко и Б.Г.Лалыко, добились выдающегося результата, несмотря на тяжелые ранения, полученные в Великой Отечественной войне.

Год спустя Борис Лалыко был включен в группу кандидатов на участие в Олимпийских играх 1952 года, успешно прошел отбор, но в состав команды, поехавшей в Хельсинки, не вошел. Его и двух других рулевых – героев чемпионата СССР 1950 года, посчитали неперспективными для сборной команды СССР. Это обстоятельство во многом определило последующую спортивную судьбу, ведь скудных резервов на строительство яхт по спецзаказу и пошив парусов из импортной ткани никогда не хватало, даже для основного состава сборной страны. Отсутствие конкурентной материальной части не давало Б. Лалыко возможности реализовать свой потенциал в полной мере. Однако, даже в неравных с лидерами условиях, он был для всех серьезным соперником. Например, в чемпионате СССР 1964 года он, выступая на арендованном “Драконе” серийной постройки с парусами из терилена, отслужившими все разумные сроки, занял 4 место, уступив в борьбе за “бронзу” своему замляку В. Попелю считанные очки. Не меньшим авторитетом пользовался Б. Лалыко и среди буеристов. На своем “Монотип-XV” он всегда держал конкурентов в тонусе, особенно при слабых ветрах и тяжелой “дороге”, требующих особо тонкого искусства управления буером. Раз в год Борис Герасимович выходил на старт традиционной лыжной гонки яхтсменов и всегда под аплодисменты участников получал специальный приз за мужество!

Свой вклад внес Б. Г. Лалыко и в отечественное яхтостроение, создав, вместе с самобытным конструктором С.В.Виттом, проект швертбота класса “М” типа “Беркут”, получивший широкое распространение в спортивных школах и секциях по всей стране.

Закончив спортивную карьеру, Борис Герасимович Лалыко несколько лет проработал старшим тренером яхт-клуба Кировского завода, а в 1978 году переехал на постоянное жительство в Севастополь, где оставил о себе добрую память, как тренер детской секции яхт-клуба Краснознаменного Черноморского флота. Там он и закончил свой жизненный путь.



Автор С.В.Перфильев


Вы успешно подписались!