Градислава Даниловна Суник

суник.jpg

Многие представительницы прекрасного пола, пришедшие в ленинградские яхт-клубы в первые послевоенные годы, своим трудом, талантом и беззаветной преданностью парусному спорту заслужили право остаться в его истории. Спортивную славу парусного Ленинграда создавали лидеры всесоюзного масштаба, такие как 4-кратная чемпионка СССР Валентина Иванова (Трофимова), 3-кратные чемпионки страны Градислава Суник и Маргарита Узен, члены их экипажей.

Более трех десятилетий активной жизни отдала парусному спорту Градислава Даниловна Суник (30.04.1925-26.04.2006) – не только замечательная гонщица, но и талантливый наставник нескольких поколений ленинградских яхтсменов. В спорт она пришла в 1945 году, поступив на исторический факультет Ленинградского университета, где узнала о наборе девушек в парусную секцию студенческого общества “Буревестник” и решила записаться в нее. 

Так в судьбу Г.Суник вошел Центральный яхт-клуб на Петровской косе, где в те годы царила атмосфера всеобщего стремления к достижению высот в искусстве плавания под парусами. Не осталась в стороне от этого процесса и Градислава Суник, уже на втором году занятий получившая права рулевого и допуск к самостоятельному управлению швертботом класса “М”, а еще через год впервые победившая в первенстве Ленинграда среди женщин.

 Стремительному прогрессу молодой гонщицы удивляться не приходится, ведь рядом с ней на “эмках” готовились и соревновались лучшие мастера паруса того времени, регулярно занимавшие призовые места в соревнованиях любого уровня: Николай Ермаков, Сергей Ухин, Георгий Садовский, Борис Лалыко! Каждый из них был настоящей энциклопедией парусного спорта и охотно помогал лучшему женскому экипажу, а сильнейший рулевой того времени - харизматичный и талантливый Борис Лалыко, вскоре стал ее мужем.

суник2.jpg

К моменту окончания университета Градислава Суник окончательно сделала свой выбор в пользу парусного спорта и стала работать в Центральном яхт-клубе. Триумфальным для ленинградской парусной школы стал чемпионат СССР 1949 г. в Николаеве, где соревнования в классе “М” среди мужчин с большим преимуществом выиграл Борис Лалыко, а Градислава Суник завоевала золото в состязании женщин. И хотя повторит свое чемпионство она не скоро, репутация спортсменки, ведущей острую борьбу за лидерство и уверенно управляющей яхтой при самых сложных обстоятельствах, останется за ней навсегда. 

В гонках она практически не уступала лучшим мужским экипажам, а на ленинградских соревнованиях не редко и побеждала их. Ведущий конструктор швертботов класса “М” Сергей Иванович Ухин доверил Г.Суник испытание своего нового проекта “Спутник”. Персонально для нее лодка была построена бригадой лучших мастеров Ленинградской судоверфи ВЦСПС во главе с Сергеем Владимировичем Виттом. На этой совершенной, но сложной в управлении лодке она выступала в трех последних чемпионатах СССР, дважды став чемпионкой и один раз серебряным призером.

После исключения соревнований женщин из программы чемпионатов страны в 1967 году Градислава Даниловна полностью сосредоточилась на тренерской работе в Центральном яхт-клубе и проработала там до выхода на пенсию в 1980 году с должности начальника учебной части и старшего тренера. Десятки ее воспитанников прошли путь от новичков учебного отряда до мастеров спорта и яхтенных капитанов, а самые стойкие и сегодня продолжают жить в парусном спорте, с благодарностью вспоминая о своем добром и заботливом наставнике!

Автор С.В.Перфильев

Вы успешно подписались!