Санкт-Петербургский парусный союз Федерация парусного спорта
Мастер спорта СССР, победитель и призер Всесоюзных соревнований и чемпионатов Ленинграда, судья республиканской категории
Из гоночных, пожалуй, мне больше всех нравится «Дракон». Я довольно много гонялся на «Драконе». В позапрошлом году гонялся, меня пригласили, и в прошлом году, в общем, я продолжаю. А из крейсерских яхт – «Л-6». Там я достиг наибольших результатов в парусном спорте. Каждый из них по-своему интересен. «Дракон» это международный класс. В советские времена на городские соревнования выходило на старт более шестидесяти «Драконов». На чемпионат Ленинграда допускалось сорок яхт по результатам предыдущих соревнований. Понимаете? Поэтому это такой был массовый класс, и я в нем достаточно быстро вошел в первую десятку. Меня заметил Борис Александрович Хабаров и пригласил к себе в экипаж гоняться, но я хотел окончить институт - получить образование. А потом я уже с «Драконов» пошел на крейсерские яхты.
И да, я ходил на Драконе, меня как-то подозвал наш известный яхтсмен Ухин Сергей Иванович. Он инженер-судостроитель, сам проектировал яхты, гонялся много. Если мне память не изменяет, двадцатикратный чемпион Советского Союза в классе «М». Он меня подозвал, говорит: «Боря, подойди сюда».Это такой был настоящий русский волжский богатырь, высокий рост, широченные плечи. Я подошел,а он говорит: «Посмотри на меня», посмотрел:«Глаза голубые - ты моряк, я тебя беру под свою опеку». И он меня очень многому научил. Он передавал мне свой опыт. Поэтому сейчас я хожу капитаном-наставником, передаю свой опыт.
Начал я с морского многоборья. Это была такая организация ДОСААФ, в системеДОСААФа было в Ленинграде три морских клуба. Вот я начал там с морского многоборья. Туда входило: плавание, лазание по канату, стрельба из мелкокалиберной винтовки, вязание морских узлов,флажный семафор - на скорость всё это. Были гонки на шлюпках, на вёслах и под парусами. Теоретические, практические занятия, и некоторые преподаватели были участниками войны, офицерами флота.
Там был «Дракон» и «Звёздник». И вот на «Драконе» ходил такой очень интересный яхтсмен Борис ГерасимовичЛалыка, инвалид войны, без ноги, и гонялся. Он меня звал к себе в экипаж, но я чего-то там… К тому времени я уже закончил школу и поступил в Политехническийинститут, а там была парусная секция, которая базировалась на центральных. И парусную секцию вел Дмитрий Николаевич Коровельский, тоже без ноги, инвалид войны. Кстати, потерял ногу он при высадке разведчиков в немецкий тыл на яхте. Тогда радары яхты не брали, всё было деревянное, бесшумное. Яхтсмены знали побережье в совершенстве. И он был моим первым тренером.Коровельский меня направил на «Дракон» яхт-клубовский к Яше Верфину. Вот я и пошел. Потом я и на институтском «Драконе» немного ходил. Ну, вот так и определилось всё - я стал ходить на «Драконе». То есть, к морю меня тянуло, к парусам тянуло, да. Много книг читал о морских путешествиях: «Пятнадцатилетний капитан», «Остров сокровищ» Жюля Верна. Все это, конечно, читал.
В первый раз я выходил матросом, еще начинающим, на гонку на «Драконе». Капитаном был Яша Верфин, тоже меня многому научил. Стартовали. Я начинаю считать, кто сзади - получаю подзатыльник. Он говорит:«Считать надо на финише, понял, пацан». Вот это запомнилось!А до этого еще было на Драконе:фаловая лебёдка была под палубой, заштилело, мы убрали грот. Мне говорят:«Надо оттянуть гротофал». Якручу и кручу, и загнал его на самый топ. «Ты чего?» Говорю: «Так вы же ничего не говорите». Мне: «Доставай». Я полез на мачту доставать. Тогда еще ходили теплоходы Кремль и Советы, от них волна сумасшедшая. И вот я лезу, они идут - волна. Впечатление, что у тебя мачту очень сильный мужик вырывает из рук.Слазал, достал, слегка натерпелся… удовольствия. Но когда спустился, Яша: «Ну как – понравилось?», я говорю: «Да». Он: «Ну, значит, ты будешь ходить на яхте». Он оказался прав.
А последний? На тех же «Драконах». В позапрошлом году, значит, ребята меня пригласили. Мы стартовали, идем. И, в общем, на лавировкея всех, что называется, сделал. И мне этот Женя говорит:«Борис Давидович, это яхта никогда так круто не ходила». И я говорю:«Женя, яхту надо водить, она сама не ходит». Выяснилось, что он некоторых вещей не знает, как лучше лавироваться. Вот, я получил удовольствие. До этого в 60-е годы прошлого века «Дракон», и в позапрошлый год, это значит, 21-й год.
В прошлом году пошел на другой «Дракон», меня пригласили. Тот, кто меня приглашал, говорит:«Я видел, как вы тогда шли, пройдите с нами». Ну, там ребята оказались молодые, слабо подготовленные, и яхта плохо настроена. Но я все равно получил удовольствие от общения с ними, с этими ребятами. Они говорят: «Борис Давидович, как вы на старте проскользнули в щёлочку и выходите первым?».Говорю: «Так получается, я не знаю». Хорошие ребята, они явно хотят научиться. Они потом мне говорили: «Борис Давидович,мы вам поразились, с одной стороны, что стартовали хорошо, но ещё вы ни разу не повысили голос, вы не кричали». Я:«Ребята, ну я же вижу, что вы не можете, чего же кричать». Всё. Вот такая штука.
Преемственность поколений должна быть, это важно. Был еще такой замечательный яхтсмен Иван Петрович Матвеев –27-кратный чемпион Советского Союза, участник Олимпийских игр в Австралии на «Драконе». Кстати, он меня проверял на штурмана. Он ходил на шхуне Ленинград, работал на ней, и мы шли в Таллин. Он: «Ну что, штурман, покажи, где мы находимся, а то говорят, что ты штурман-штурман». Я беру пеленгатор. Матвеев мне:«Нет, это оставь, так оглядись по берегам и скажи, где мы находимся». Я огляделся, подошел к карте: «Вот здесь». Он: «Правильно, блин, пойдем, рванем по баночке». Он через некоторое время еще раз подходит. Я уже понял, что это то же самое. Показал, он:«Правильно, блин, пойдём,рванём по баночке». А когда мы пришли в Таллин, он сказал:«Ты штурман, настоящий, я подтверждаю». А он в войну как лоцман выводил подводные лодки через минные поля. И он же один из тех, кто проводил разведку Дороги жизни на Ладожском озере. И когда мы пришли в Таллин, меня вызвали на работу из отпуска. Он меня на вокзал провожал. В ресторан зашли поужинать, я пытался расплатиться. Он: «Убери деньги, я Матвеев, я угощаю». То есть, он проникся уважением. Вот тоже великий человек был.
Ну вот, кстати, жена моя. Когда я уже ходил на шестерках, ты выходишь на полтора месяца. Лето, дачный сезон, чего-то надо делать. И все время все это в противоречии. Потом получилось, что по работе я не смог ходить в плавание два года, не ходил на гонки крейсерские. Она говорит: «Слушай, сходи ты на свои гонки, когда ты возвращаешься, у тебя характер лучше». Она поняла, что мне это нужно. И всё, с тех пор, надо идти в поход – иду в поход, никаких вопросов.
И если сказать одним словом: человеком надо быть. Всё. Человеком. Надо учиться. Надо много знать, надо учиться. Я вот опять же, с некоторыми молодыми столкнулся, они не знают терминологии яхтенной. Нельзя успешно делать любое дело, не зная правильной терминологии. А книги,знаете, из современных книг, что я не брал современные книги, я находил там возможность для серьезных замечаний.
Я уж не помню, в какой-то социальной сети мне шлют приглашение, приглашают на курсы яхтенных капитанов международного класса с международным уровнем. Уже этот подход неправильный. Действует диплом той страны, чьим гражданином вы являетесь. Всё. И не надо никакого международного класса. Так что это спекуляция перед неграмотными людьми. И вот одна дама, для меня это было лет 10 назад, пишет мне: «Давайте, давайте». Я говорю:«Девушка, вы же наверно прочитали - мастер спорта СССР, яхтенный капитан с 67-го года с неограниченным районом плавания, чему вы меня научите».Она: «Нет, ну давайте». Я: «Ну хорошо, пришлите свою программу». Она прислала. Я написал страницу замечаний принципиальных. На что она мне ответила: «Умный нашелся». Это плохо. Горе от ума. Вспоминаем, да? Вот и всё. Понимаете? Делают бизнес. Ну, если дикторы на телевидении по-русски неправильно говорят - чего мы хотим? Вот так, учиться надо.
Учебник, который, я считаю, очень грамотно сделан, составлен ведущими яхтсменами Советского Союза, «Парусный спорт» называется книга. Там Коровельский и ещё группа авторов.Как сказал Владимир Ильич Ленин, учиться, учиться и учиться. Всё. Ну что я могу сказать? Учиться, не просто штаны просиживать. Само ничего не падает. И вот я сталкивался с таким, яхта не ухоженная, грязная яхта. Я говорю: «Ребят, грязные яхты гонок не выигрывают». Понимаете?Нужно относиться к яхте, как к любимой девушке.
Вы будете получать подборку главных яхтенных новостей Северной столицы и анонсы событий в области парусного спорта на электронную почту
Вы успешно подписались!