Владимир Васильев пришел в парусную школу Центрального яхт-клуба ВЦСПС в 1950 году и уже после первой навигации решил, что парусный спорт станет делом всей его жизни. Отсюда и выбор будущей профессии – учиться пошел в Ленинградский кораблестроительный институт, где к тому времени под флагом спортивного общества «Буревестник» собралось не мало талантливых энтузиастов паруса. Целеустремленность и незаурядные способности Васильева не осталась без внимания тренеров и ему было доверено осваивать самуюсложную в управлении из всех яхт олимпийских классов - «Звездный».Выбор оказался удачным и уже на дебютном для себя чемпионате страны в 1955 году двадцатилетний Владимир Васильев стал бронзовым призером, а месяц спустя занял второе место в товарищеской встрече сборных команд СССР и Швеции!   

 «Звездный» класс навсегда занял главное место в жизни Владимира Васильева. Как яхтсмен-гонщик он стремился добиться высоких результатов в этом классе яхт, а как инженер-кораблестроитель поставил перед собой задачу создать отечественную яхту, способную соперничать с яхтами ведущих фирм США и Европы. По окончании института Васильев стал конструктором Ленинградской верфи спортивного судостроения ВЦСПС. Там зародился его творческий союз с яхтенным конструктором и постоянным соперником на гоночной дистанции Борисом Мирохиным.

 Оба получили определенную свободу в проектировании и технологии строительства, но каждый шел своим путем. В условиях тотального дефицита всего, что связано со строительством и оснащением гоночных яхт, добиться удалось не малого. Соперничать с бесспорным лидером - олимпийским чемпионом Тимиром Пинегиным, выступавшим на первоклассной американской яхте, не получалось, но В.Васильев и Б.Мирохин на своих яхтах постоянно сокращали отставание и в большинстве всесоюзных соревнований становились призерами. Наконец, на чемпионате СССР 1963 года, когда фаворит вынужден был выступать на отечественной яхте, чемпионом страны стал Владимир Васильев со шкотовым Эдуардом Шугаем, а экипаж Бориса Мирохина занял второе место!

 Только после этой победы экипаж Васильева стали выезжать на официальные чемпионаты за рубеж. Дебют состоялся в июле олимпийского 1964 года, когда в Марселе проводился чемпионат Европы и Северной Африки в «Звездном» классе.

 К этому важному событию решено было построить новую яхту, воплощающую в себе все лучшее, что удалось к этому времени узнать о «звездниках». Конструктивные решения Васильев и Мирохин принимали вместе, а строительство яхты доверили самобытному и талантливому мастеру Геннадию Щеглову. Времени, как всегда, не хватало и завершить строительство удалось буквально в считанные дни до отправки яхты во Францию. Протокол обмера, подписанный международным мерителем Б.Мирохиным, был отправлен на утверждение в штаб-квартиру Ассоциации класса «Звездный», а допуск к участию в Чемпионате получился условным, до получения официального сертификата о соответствии советской яхты правилам класса. В двух первых гонках Васильев и Шугай финишировали первыми, а в третьей заняли восьмое место, что позволило им уверенно лидировать в чемпионате. Но, полученный от ассоциации класса в день третьей гонки ответ перечеркнул все надежды - сертификат не был утвержден. Оказалось, что в одном из измерений высота палубы на несколько миллиметров не соответствует требованиям правил. Как выяснилось позднее, ошибка вкралась при переводетекста правил. Триумфального дебюта на европейской арене у Васильева и Шугая не получилось из-за досадного недоразумения, на результат никак не влияющего. Чемпионами Европы, вполне заслуженно, стали Тимир Пинегин и ФедорШутков.Утешительным призом для В.Васильева стала поездка на Олимпийские игры вТокио запасным участником.

 После ухода Т.Пинегина из класса «Звездный» в 1969 году, В.Васильев боролсяза роль лидера сборной СССР со стремительно прогрессирующимталантливым московским гонщикомБорисом Будниковым. В 1970 году Владимир Васильев со шкотовым Эдуардом Шугаемзаняли 6 место на чемпионате мира в Швеции, выступаяна деревянной отечественной яхте и под парусами собственного пошива, в то время как полтора десятка их титулованных соперниковгонялись на новейших пластиковыхлодках с металлическим рангоутом и под парусами всемирно признанных брендов.Но,ни этот результат, ни победа в Спартакиаде народов СССР год спустя,не обеспечилиленинградскому экипажуучастие в Олимпийских играх 1972 года. При равных условиях, руководители парусного спорта сделали выбор в пользу более молодого Б.Будникова. На олимпийскую регату в германский Киль Васильев снова поехал запасным.

Изменения в программе Олимпийских игр после 1972 года открыли для В.Васильева новые перспективы. В 1973 году он переехал в Москву и стал офицером ВМФ. В новойолимпийской флотилии для него была одна вакансия – катамаран «Торнадо». Васильев и его новый напарникЕвгений Жуков с энтузиазмом взялись за освоение принципиально нового для себя класса. На внутренних соревнованиях этот экипаж имел неоспоримое превосходство над конкурентами, и все ждали их решительного прорыва в мировую элиту. Но, по мере обретения опыта выступления вклассе «Торнадо», все очевиднее становилось влияние фактора избыточности собственного веса советского экипажа. В острой борьбелишние десятки килограммов весаспортсменовна легкокрылом катамараненикаким личным мастерством компенсировать было невозможно. Даже замена Жукова на более легкого Вячеслава Тинеева в канун Олимпиады-76 принципиально картину не изменила. Итоги участия в олимпийской регате на озере Онтарио явно не соответствовали потенциалу В.Васильева.

 После возвращения класса «Звездный» в олимпийскую программу Владимир Васильев оказался невостребованным в сборной команде СССР и после Спартакиады народов СССР 1979 года навсегда ушел из большого спорта. Егоспортивная биография отмечена 6 золотыми медалями чемпиона СССР в парусных гонках,8-кратным чемпионствомна буере, множеством побед и призовых меств международных и всесоюзных регатах.

Последниегоды своей жизни Владимир Васильевич Васильев жил и работал в литовском городе Клайпеда, был тренером, парусным мастером, летом гонялся на крейсерских яхтах, зимой на буере.Его не стало 28 января 2003 года.Даже десятки лет спустя, после того как Владимир Васильев вынужденно покинул родной город, в памяти яхтсменов старшего поколения он навсегда остался одним из самых ярких представителейименно ленинградской школы парусного спорта.

Автор: Перфильев С.В.

Вы успешно подписались!