Санкт-Петербургский парусный союз Федерация парусного спорта
Яхтинг может считаться демократичным видом спорта, на маломерных судах ходят около 200 тысяч горожан. Такими данными с «ПД» поделился президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев. Он рассказал, какие проблемы стоят перед яхтсменами и что требуется для развития этого направления. - В головах многих людей укоренился стереотип: яхтинг – дорого и недоступно. Так ли это? - Как президент Парусного союза заверяю, что в нашем союзе олигархов нет. Есть рабочие, пенсионеры, средний класс. Люди, объединенные одной страстью, – ходить под парусами, а 120-метровые яхты к парусному спорту никакого отношения не имеют. - А что собой представляет петербургский яхтенный флот? - Сто двадцать крейсерских парусных яхт, способных совершать морские плавания. Еще есть небольшие гоночные яхты прибрежного плавания, их порядка 100. Это яхты СБ20, «Сантеры», «Драконы» и другие. Большой флот детских яхт – швертботов. Есть гоночные яхты олимпийских классов. Имеются и парусно-гребные лодки. По нашим подсчетам, не менее 5 тысяч человек занимаются парусным спортом и 200 тысяч петербуржцев ходят на маломерных судах. Но по сравнению с нашими зарубежными соседями это ничто. - В последние годы очень активно обсуждается развитие яхтинга. Однако уместнее говорить о его возрождении, ведь в советские времена в Ленинграде насчитывалось несколько десятков яхт-клубов. Расскажите, сколько их в нашем городе сейчас? - До 1990-х годов в Ленинграде, а потом в Петербурге было 30 с лишним яхт-клубов. Сейчас работают Речной яхт-клуб профсоюзов на Петровской косе, яхт-клуб Санкт-Петербурга (яхтенный порт «Геркулес») в Лахте, Санкт-Петербургский парусный клуб, Яхт-клуб СКА, «Форт Константин», «Балтиец» и «Нева». И еще стоянки. Конечно, есть морские и речные причалы, но это явно не соответствует современному уровню. - Какой должна быть инфраструктура для яхтинга, по вашему мнению? Может хватить обычных причалов? - Яхтинг требует не только оборудованных причалов, но и береговой структуры. Это здания с помещениями для обучения яхтсменов, кают-компании для собраний коллектива, душевые и туалеты, ангары для ремонта яхт, а также места, где суда хранятся зимой, краны или слипы для их спуска на воду и подъема. Гостиниц, SPA-комплексов и подобных сооружений практически нет в большинстве яхтенных марин мира. Зато может быть ресторан. - Насколько я понимаю, весь петербургский яхтенный флот – это суда зарубежного производства? В городе существовала одна профессиональная верфь, на Петровской косе, много лет назад ее территорию продали под жилую застройку. При этом в городе есть мастера, которые способны сделать лодку под заказ, но это дорого. Возможно, поэтому мы и отстаем по темпам увеличения количества частных яхт. Однако это тоже не помеха для занятий яхтингом, у яхт-клубов существует свой флот, и любой желающий может прийти и начать заниматься. - Вернемся к яхт-клубам. Как обстоят дела сейчас? - У всех свои проблемы. Например, у яхт-клуба на Петровской косе до сих пор нет концепции развития. Идет спор между профсоюзом и яхтсменами. Почти весь флот парусных яхт сейчас базируется в Речном яхт-клубе, где сконцентрировано основное количество стояночных мест – более 350. Рядом находится Санкт-Петербургский парусный яхт-клуб на Крестовском острове, там же детская профильная школа. Но проход по команде администрации района был закрыт стеной, непосредственно у причалов. И таких казусов достаточно много. Проблемы есть и у Кронштадтского яхт-клуба – Балтийской школы экологии и спорта. Там акционеры активно взялись за развитие, но из-за проблем с инвесторами дело застопорилось. Или вот ситуация с яхт-клубом Спортивного клуба армии. Там яхты стоят на приколе уже несколько лет из-за того, что военные никак не могут разобраться с собственностью.
- Получается, что во времена Советского Союза парусный спорт чувствовал себя существенно лучше. Что же случилось? - Развитие парусного спорта во все времена поддерживалось государством. Так было и при царях, и в СССР. Сейчас государство устранилось от финансирования, и яхт-клубы вынуждены выживать сами. Яхтинг требует оборудования, помещений, стоянок и так далее. Поэтому в яхт-клубах появились инвесторы, которым выгоднее вложить средства в строительство жилья, чем в яхт-клубы. Отсюда главная проблема сегодня – сохранить яхт-клубы. Наглядный пример – яхт-клуб, входящий в десятку старейших яхт-клубов мира, бывший Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб. Формально он числится яхт-клубом, а на деле здесь построено элитное жилье и вокруг стоянка дорогих моторных яхт. Велико искушение получить деньги сейчас и немедленно. Это означает, что если на месте яхт-клуба мы строим жилье, это место из культурной жизни города выпадает навсегда. - Несколько лет назад по заказу Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга была создана концепция развития яхтенного туризма в городе. Были выбраны три наиболее перспективные точки – Канонерский остров, Ломоносов и Кронштадт. Как вы относитесь к такой идее развития? - Мы, яхтсмены, не согласились с такой концепцией, так как один из ее пунктов – строительство гостиниц при яхт-клубах. Если честно, я вообще считаю, что гостиницы там не нужны. Туристы могут остановиться в городе или на своей яхте. Для того чтобы в наш город приходило как можно больше яхт, нам нужно больше причалов. Плюс необходимо развивать инфраструктуру существующих, доводить их оснащение до европейского уровня. Есть еще один чрезвычайно важный вопрос – пропускные пункты на границе, которые у нас сейчас в дефиците, и яхтенные стоянки на пути от границы. В идеале каждые тридцать километров у яхтенных туристов должна быть возможность встать отдохнуть, переждать непогоду. Сегодня такого нет. - Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный яхт-клуб? Что это вообще за объединение такое? - Это – коллектив яхтсменов, где люди проходят полный цикл – от образования до ремонта яхт и встреч у камина. Чтобы стать яхтенным капитаном, иметь право самостоятельного выхода в море, не попасть в аварию и не погубить яхту и людей, нужно знать хорошо не только теорию: навигацию, лоцию, морские правила, метеорологию и другие морские науки. При всем при этом необходимо потратить не один год и пройти сотни миль с опытными яхтсменами, выстоять не одну штормовую вахту. Для этого и требуется система базовых клубов, где идет обучение, где передается опыт яхтсменов. Пройти курс и прочитать книгу о том, как брать рифы или как поднимать выпавшего за борт человека, еще не означает стать яхтенным капитаном. - На днях руководство Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов отстранило от командования яхтой «Греза» первого яхтсмена страны, получившего звание «Мастер спорта СССР международного класса» в гонках крейсерских яхт, Константина Бойкова. При этом многие яхтсмены выступили с открытым обращением в защиту капитана. Расскажите, что это было. - Замечу, что вместе с Константином Гавриловичем отстранили еще и его помощника – то есть меня. И хотя руководство клуба говорит о возрасте, истинная причина – наше несогласие с тем проектом развития клуба, который предлагают профсоюзы, а также, на наш взгляд, непрофессиональным управлением, которое осуществляют назначенные профсоюзами руководители частного учреждения «Речной яхт-клуб профсоюзов». Дело заключается в том, что они никакого отношения к парусному спорту не имеют, а являются владельцами девелоперских компаний. - Судя по вашим словам, все выглядит не так радужно, как могло бы быть… - Вы знаете, в то же время нас радует, что город обращает внимание на эту проблему. Ведется работа над концепцией, предлагается обновление и улучшение яхтенной инфраструктуры за счет государственно-частного партнерства. Создатели концепции опирались на опыт последних лет в европейских странах, и там этот вопрос решается именно таким образом – при активной поддержке государства, а это налоговые льготы, сниженная ставка аренды на землю. На заметку 5 000 человек занимаются в Северной столице парусным спортом, по подсчетам Санкт-Петербургского парусного союза. 70 яхтенных мероприятий, охватывающих как летние, так и зимние виды парусного спорта, проводится ежегодно в Петербурге.