Яхтенный туризм 2022: время прокладывать новый фарватер

Сезон 2022 года оказался успешным для петербургского яхтинга, однако дальнейшее его развитие требует расширения инфраструктуры водного туризма.

Парусный сезон 2022 года позволил Петербургу подтвердить статус столицы яхтинга России и с оптимизмом смотреть в будущее яхтенного туризма в стране. Однако ряд участников организованной РБК Петербург дискуссии считают, что на данный момент потенциал города для развития этого направления используется недостаточно. Так что даже закрытые границы и переориентация туристских предпочтений россиян не спасут ситуацию ни в сезоне 2023 года, ни в следующем. Чтобы переломить ситуацию, нужны инвестиции, воля властей, в том числе на федеральном уровне, и развитие культуры яхтинга.

Альтернатива Монако

Сезон, по оценкам участников дискуссии, показал рост популярности парусного спорта в Петербурге. Индикатором может служить массовость проходивших в городе соревнований. Например, в традиционных регатах, посвященных открытию навигации участвовало порядка 500 спортсменов. В большой Санкт-Петербургской парусной неделе, отметившей свое 125-летие, приняли участие около 1,5 тыс. яхтсменов и более 600 яхт. Только четвертый этап регаты для юных яхтсменов «Оптимисты Северной столицы» собрал 211 участников.

Вице-президент Всероссийской Федерации парусного спорта и член Морского совета при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Алексеев характеризует завершившийся яхтенный сезон в Северной столице как «очень успешный». «И это не только спортивные мероприятия — население активно участвует в массовых мероприятиях на воде. Например, организованный энтузиастами в Приморске парусный фестиваль собрал множество гостей в возрасте от 2 до 80 лет. Они приходили на катерах и яхтах целыми семейными экипажами», — привел пример Алексеев.


Сергей Алексеев, Всероссийская Федерация парусного спорта
Сергей Алексеев, Всероссийская Федерация парусного спорта (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Но дело не только в массовых мероприятиях. Эксперты отметили еще одну важную тенденцию минувшего сезона: в этом году был зафиксирован массовый исход яхт из-за границы в Россию. Те, кто раньше ездил в Монако, теперь приезжают на уикенд в Петербург, чтобы погонять на яхте. «В город вернулось из заграничных стоянок минимум 100 яхт, и даже в октябре этот поток не остановился. В связи с этим растет дефицит мест в наших яхтенных портах-маринах, особенно он ощущается в осенне-зимний период, так как практически закончились места для зимнего хранения судов. Нас по-прежнему беспокоит ситуация в Речном яхт-клубе, Сидоровском канале (Ломоносов), водной базе СКА, ковше Галерного фарватера, яхт-клубе Терийоки (Зеленогорск)», — отмечает в связи с этим Сергей Алексеев.

Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев связывает повышенный интерес к яхтингу, в том числе, и с влиянием пандемии. Такие преимущества парусного спорта, как экологичность и возможность оставаться в изоляции на свежем воздухе, а также потребность в семейном и активном отдыхе сделали яхтенный туризм максимально привлекательным для аудитории.


Сергей Корнеев, Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга
Сергей Корнеев, Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Отдых для фанатиков

Однако, закрытые границы и санкционное давление сказались на этой отрасли не только в позитивном ключе. Например, уже сейчас нет ряда материалов, которые нужны для производства и ремонта лодок — это парусные ткани, нержавеющие тросы на ванты и т.д., отмечают участники дискуссии.

Практикующие спортсмены отмечают уже существующие инфраструктурные проблемы. Например, капитан яхты «Кондор» Александр Григорьев оценил потенциал Петербурга словами «стоять негде, ходить некуда». Чтобы в Петербург приезжали на яхтах из других регионов или наши туристы ходили в другие регионы, должны быть созданы условия. Пока же, считает капитан, речь не про туризм и отдых, а про преодоление.

«Почти никто из петербургских яхтсменов не ходит в Белое море, потому что нет заправок, нет газа, нет причалов. Причалы на Неве не доступны для маломерных судов: даже если подойдешь — не вылезешь. Заправка сейчас работает по схеме: вышел на сушу, сел в машину с канистрой, поехал за топливом. Так что пока этот вид отдыха только для фанатиков», — объясняет Александр Григорьев. Именно поэтому люди и предпочитали ходить за рубеж, пока были открыты границы.

Александр Григорьев, капитан яхты «Кондор»
Александр Григорьев, капитан яхты «Кондор» (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

При этом участникам дискуссии вопрос с заправками видится решаемым. Один из путей — перенять опыт других стран. Т.е. не обязательно на каждом причале строить стационарную заправочную станцию — достаточно небольшой мобильной цистерны или даже нескольких баков объемом от полутонны до тонны. При этом должна быть инфраструктура для оплаты прямо на месте.

Другое направление в развитии инфрастркутуры связано с повышением комфорта. Капитан яхты «Арлекин» Александр Мухин подчеркивает, что яхтсмену нужно не так и много: место для швартовки, чистый душ, туалет, электричество. Причем, за эти удобства они готовы платить — за рубежом есть возможность оплатить и наличными, и картой, а у нас эта инфраструктура не развита. Если же мы будем использовать опыт западных яхтсменов, которые днем идут на яхте, а ночью спят на суше, нужна и эта инфраструктура.

Александр Мухин , капитан яхты «Арлекин»
Александр Мухин , капитан яхты «Арлекин» (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Для города и близлежащих регионов это вложения. Но они окупаются. Эксперты вспомнили показательный пример: как в одном из поселков Тверской области после строительства небольшого причала для яхт начал активно развиваться смежный бизнес. Появились магазины с сувенирами, стали организовывать экскурсии на местный винный заводик и т.д.

Дураки и пороги

Есть и другие препятствия для активного развития яхтина. Так, эксперты сетуют на российский менталитет. Множество островов, к которым можно пристать в заливе, без преувеличения завалены мусором. Туристы за собой не убирают, а штрафы за подобные действия если и есть, то никто их не собирает, да и размер их не способен стать преградой. Человеческая глупость делает острова зачастую просто непригодными для повторного посещения — люди сами лишают себя возможностей.

Эксперты уверены, что небольшие острова вблизи Северной столицы в принципе можно и нужно использовать как объекты туристической инфраструктуры. Например, там можно открыть рестораны, что существенно повысит привлекательность яхтинга, да и водного туризма в целом.

Фото:Александр Григорьев
Фото: Александр Григорьев

Еще один аспект — сложности регуляторного толка. «Яхтингом занимаются всюду, где есть вода, т.е. яхтсменов в стране много. Еще больше желающих ими стать. Но может ли яхтсмен прилететь из Новосибирска в Петербург и, взяв яхту в аренду, сам отправиться в путешествие? Нет, потому что его права никто не подтвердит», — объясняет директор по развитию яхтенного порта Форта Константин Кирилл Разумов. По его мнению, эта проблема вкупе с отсутствием заправочной и прочей инфраструктуры не дают возможности развиться яхтенному туризму в стране. Не хватает для развития также сервисов аренды яхт и собственно чартерного флота.

Кирилл Разумов, яхтенный порт Форта Константин
Кирилл Разумов, яхтенный порт Форта Константин (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Между тем, опыт Турции показывает, что арендный бизнес может приносить стране огромные деньги, отмечает PR-директор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексей Жиров. «У нас все лодки частные. А между тем чартерный флот — это гигантский сегмент рынка, который пока не помогает Петербургу зарабатывать деньги. Поэтому мне кажется достаточно важной инициативой программа господдержки строительства крейсерского флота. У нас есть успешный передовой опыт строительства спортивных яхт, но это лодки однодневного плавания, для занятий спортом, а нам нужно развивать и другие направления», — объясняет Алексей Жиров.

Алексей Жиров, Яхт-клуб Санкт-Петербурга
Алексей Жиров, Яхт-клуб Санкт-Петербурга (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Это далеко не все сложности. Например, по оценкам участников дискуссии, у нас на нуле страхование яхт и спортсменов. Кроме того, не оказывается оперативная помощь попавшим в сложные ситуации путешественникам. В этом сезоне был случай, когда во время тестирования яхта застряла в порогах Невы и два дня ждала помощи, хоть в МЧС и было сообщено.

Планы и концепции

Эксперты уверены, что, несмотря на такое количество проблем, потенциал у города как центра яхтенного туризма есть. Прежде всего речь идет про самый популярный и насыщенные туристский маршрут Петербург–Москва.

Кроме того, как рассказал Сергей Корнеев, сейчас восемь регионов РФ, в том числе пять на Северо-Западе (это Петербург, Ленобласть, Карелия, Псковская и Новгородская области) приступают к разработке мастер-плана по развитию туристского «коридора» из Москвы в Петербург. В нем будет определено, где и что перспективно строить, какая инфраструктура нужна. И маринам в мастер-плане будет уделено отдельное внимание.

Большие надежды связаны c разработанной федеральной концепцией развития яхтенного туризма на период до 2030 года. Это первый в стране официальный документ, фиксирующий яхтенный туризм как отдельное приоритетное направление. По словам Сергея Корнеева, сейчас на федеральном уровне при активном участии Петербурга разрабатывается дорожная карта — комплексный план мероприятий в рамках новой концепции. Там много острых вопросов, которые необходимо нормативным образом решить — по правилам пользования и правилам прохождения, навигации, пользования плавсредствами. Но если они будут решены, отрасль получит новые драйверы для развития, уверен Корнеев.

Но уже даже тот факт, что в Петербурге и Ленобласти появляются новые причальные мощности (например, создается яхтенный хаб «Горская»), внушает экспертам пусть и сдержанный, но оптимизм в отношении будущего.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Источник: https://spb.plus.rbc.ru/news/635f976b7a8aa912906188f1