Трехкратный чемпион мира Никита Коданев удостоен звания «Яхтсмен года Санкт-Петербурга-2022»

Событие знаковое — впервые в нашем городе высший титул парусного сообщества присвоен… яхтсмену без яхты. Впрочем, удивительного тут ничего нет — несмотря на свой молодой возраст (всего 22 года!), Никита уже успел стать одним из самых титулованных представителей отечественного яхтинга. Только в минувшем году он завоевал золото чемпионата мира, стал чемпионом России по сноукайту в классе «курс-рейс лыжи». Летом завоевал серебряную медаль чемпионата России в классе «кайтбординг курс-рейс», был лучшим в чемпионате Петербурга и завершил сезон победой на Всероссийской спартакиаде. О секретах успеха и специфике пока еще необычного для нас вида спорта его расспросил обозреватель газеты Михаил РУТМАН.

Трехкратный чемпион мира Никита Коданев удостоен звания «Яхтсмен года Санкт-Петербурга-2022» | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

— Давайте, Никита, для начала объясним нашим читателям, что такое кайтинг. Возможно, не все они имеют о нем представление.

— Да, действительно, в России он появился сравнительно недавно, хотя за рубежом хорошо известен. Причем не только как спортивная дисциплина, но и как прекрасное развлечение, средство отдыха для множества любителей острых ощущений.

На самом деле все выглядит достаточно просто: сам кайт — парус-крыло, примерно как у параплана, к нему прикреплены четыре стропы. Две из них держат силовую нагрузку и через систему креплений связаны с яхтсменом. Две другие заканчиваются на специальной планке, при помощи которой яхт­смен управляет кайтом. Зимой он перемещается по снегу или льду на доске-сноуборде либо на лыжах. Летом — на маленьких подводных крыльях, как у «Метеора». Соответственно, зимний вариант называется сноукайтом, летний — кайт-серфингом.

— Приходилось читать, что этот вид спорта относится к экстремальным.

— Это, строго говоря, можно сказать о любой парусной дисциплине. Но кайтинг действительно наиболее экстремален за счет высоких скоростей. Если идти по воде в лавировку против ветра, то 25 – 30 узлов — это нормально. Мало какая яхта на такое способна. По льду при попутном ветре можно двигаться гораздо быстрее. Рекорд скорости пару лет назад поставил мой товарищ — он разогнался более чем до 100 километров в час.

Со стороны такое перемещение выглядит ужасающе, но когда ты сам — главный герой и управляешь процессом, то ничего страшного нет. Конечно, человек, который впервые возьмет кайт в руки, будет испытывать неимоверные эмоции, даже стоя просто на месте. Но когда много лет гоняешься… Я уже никаких особых эмоций не испытываю. Отслеживаю только цифры на моем GPS-трекере. Да, эмоции бывают, когда одержишь победу над самим собой, побив свой собственный прежний рекорд.

 А за счет чего достигается победа?

— Собственно, здесь абсолютно те же правила и те же требования, что и в традиционном яхтинге. Досконально изучить и подготовить матчасть, тщательно отработать каждый элемент движения, правильно выбрать тактику гонки с учетом силы и направления ветра, точно взять старт, предвидеть действия соперника и изыскать возможность его обойти. Разница между нами и обычными яхтсменами только в том, что за счет конструкции кайта мы можем идти гораздо острее (под меньшим углом. — Ред.) к встречному ветру, чем яхта.

— По поводу матчасти — интересно, откуда она берется? Есть какие‑то предприятия или все это изготавливают отдельные умельцы?

— Что‑то покупаем за границей, но многое делают и у нас. Есть много частных фирм, и этот бизнес стремительно развивается. Вообще родоначальником российского кайтинга является петербуржец Роман Любимцев. Он первый начал делать кайты, которые реально могли конкурировать со всеми зарубежными брендами. Его идеи, по сути, лежат в основе всех последующих моделей.

А ведь то, что было, скажем, десять лет назад, по сравнению с сегодняшним оборудованием как небо и земля. Сегодня все поставлено на научную основу. Параметры крыла обсчитываются при помощи специальных прог­рамм, которые используются при проектировании крыла самолета. Учитываются все нагрузки и аэродинамические характеристики. За счет этого наши спортивные результаты постоянно улучшаются.

 Наверное, кайтинг удовольствие достаточно дорогое?

— Для меня не дешевое. Гоночный комплект стоит порядка 15 тысяч евро. Речь, разумеется, идет о новом зарубежном оборудовании, специально сконструированном для того, чтобы устанавливать рекорды. Тем же, кому кайт нужен просто для развлечения и активного отдыха, достаточно более простого отечественного, можно б/у. Оно стоит гораздо дешевле и доступно практически всем любителям.

Мою же судьбу определил случай: однажды под Новый год — мне было тогда девять лет — Дедушка Мороз положил мне под елку первый набор для кайтинга. И пошло-поехало… Пришел в детскую парусную школу Яхт-клуба Санкт-Петербурга, стал заниматься. Поначалу, конечно, большую часть расходов несли мои родители. Они, несомненно, работали на мое будущее, за что я им безмерно благодарен. А когда начались победы и рекорды, государство подключилось. Сейчас я практически полностью обеспечен всем необходимым.

— А как получилось совместить кайтинг с учебой?

— Несмотря на ежедневные тренировки, школу я окончил нормально. Поступил в Высшую школу экономики, потом перевелся в РАНХиГС. Окончил там бакалавриат, сейчас учусь в магистратуре в другом вузе. Называть его не буду — через два года получу диплом, тогда скажу.

Конечно, когда идет спортивный сезон, тренировкам приходится уделять гораздо больше времени, чем занятиям. Но в межсезонье я все пробелы восполняю. У меня просто жестко распланировано все время. Привычка к самодисциплине, привитая с детства.

…Вселенная мне дала шанс, остального я добился сам. Трижды побеждал на чемпионатах мира, в последний раз — в январе 2022 года, буквально за несколько недель до того, как нас отлучили от мирового спорта. Чемпионат проходил в Эстонии. К счастью, лед был нормальный. В 2020‑м, напомню, там все растаяло, и нам пришлось экстренно переносить гонки в Финляндию.

— Вы вообще сильно зависите от погоды?

— Увы… Если зимой растаял лед, а летом вода стала слишком холодной или просто нет ветра — все, сидим на берегу. Конечно, для длительного пребывания на льду нужна специальная экипировка. Но иногда не помогает и это. У меня, например, обморожены все пальцы ног. Гонки в Новосибирске проходили в очень жестких условиях: при температуре минус 30.

Нередки и травмы. Незамеченная льдинка зимой или резкая волна летом — и получаешь удар об лед или об воду. А на большой скорости эти поверхности имеют практически одинаковую твердость. На одном из чемпионатов мира я сломал руку. На чемпионате Европы сильно ударил копчик.

Разумеется, это меня не останавливает. Если есть цель, ты к ней идешь, несмотря ни на что. Сегодня цель — Олимпиада 2024 года. Кайтинг впервые стал олимпийским видом спорта, и мы могли бы достойно представлять свою страну. Раньше единственной проблемой было получение лицензии. Сейчас мы с этим вроде бы уже разобрались, но неизвестно, допустят нас или нет. И это уже ни от каких спортивных результатов не зависит.

— Как, по вашему ощущению, кайтинг становится более массовым?

— Безусловно. В хорошую погоду я вижу на льду Финского залива множество людей, катающихся просто для своего удовольствия. И меня это очень радует. Люди не сидят дома перед телевизорами, они вкладывают деньги в свое здоровье. И действительно его получают! Замечу, в кайтинге нет никаких возрастных ограничений — можно кататься с раннего детства до глубокой старости. И не только можно, но и нужно, чтобы поддерживать свой организм в постоянном тонусе.

Разумеется, для активных занятий этом спортом нужна хорошая физическая подготовка. Организм должен быть готов выдерживать большие нагрузки. Нужны крепкие ноги, тренированный пресс. Должно быть все в порядке с растяжкой, выносливостью. Конечно, я постоянно поддерживаю физическую форму, тренируюсь в зале.

— Кто ваши ближайшие соперники?

— Прежде всего я сам. Постоянно работаю над тем, чтобы превзойти свои предыдущие достижения. Но в России много и других достойных спортсменов, в том числе и в Петербурге. И государство нас поддерживает. Сейчас, когда нам перекрыли возможность выступать на мировой арене, была организована Всероссийская спартакиада, в которой принимали участие и яхт­смены. Мне удалось там одержать очередную победу.

Вообще наш город по праву считается российским центром подготовки кайтеров. Причем не все они тренируются в Яхт-клубе Санкт-Петербурга, есть и несколько других очень хороших школ. В значительной степени популяризации этого спорта способствует наличие уникальной акватории Финского залива. Здесь проходят и большинство тренировок, и все соревнования. Хочу заметить, что с точки зрения организации гонок и необходимой инфраструктуры по сравнению с другими странами, где мне удалось побывать, мы выглядим очень достойно. Одни из лучших в Европе.

 Нет ли соблазна уехать за рубеж, пленившись какими‑нибудь заманчивыми предложениями?

— Начнем с того что я с вами разговариваю в Петербурге. У меня из окна виден «Лахта-центр». Мне дороги этот вид, этот город и эта страна. Я никуда не собираюсь отсюда уезжать. А современным молодым людям, которые чего‑то хотят добиться в этой жизни, могу пожелать ничего не бояться и делать то, что умеешь, если тебе этого хочется. И быть патриотом своей страны.

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/sport/trekhkratnyy-chempion-mira-nikita-kodanev-udostoen-zvaniya-yakhtsmen-goda-sankt-peterburga-2022